Мастер-класс: «Языковые контактоустанавливающие средства в диалоге»

Черкашина Татьяна Тихоновна

Черкашина Татьяна Тихоновна
доктор педагогических наук, зав. кафедрой русского языка ФГБОУ ВО Российский государственный университет им А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство) академик Петровской академии наук и искусств

24 сентября 2022 г. 
10.00 – 12.00 (UTC +3) Московская область, город Воскресенск, ул. Ленинская, д. 1а. ГБПОУ МО «Воскресенский колледж»
Цель мастер-класса:
  1. убедить в том, что мир есть диалог по М. Бахтину: «Жить - значит участвовать в диалоге: вопрошать, внимать, ответствовать, соглашаться и т.п. В этом диалоге человек участвует весь и всею жизнью: глазами, губами, руками, душой, духом, всем телом, поступками»;
  2. показать на примерах из выступлений известных людей значение языковых контактоустанавливающих средств для организации неконфликтного паритетного общения в формате диалога;
  3. сделать выводы о том, что коммуникативная функция языка реализуется преимущественно в диалоге при условии использования специальных языковых контактоустанавливающих средств.

О чем мы будем говорить на мастер-классе?

  1. Мода на диалог объективно доказывает, что многомерный мир не может быть освоен без умения слушать и слышать друг друга. В самом языке на семантическом уровне заложен диалогический принцип постижения мира: за словом стоит множество смыслов.

  2. Язык диалога – это специфическое средство управления сознанием. Проявление семиотики смысла в качестве важного компонента текста регулирует взаимоотношения «в цепи текстов», тогда как «ответы» на «запросы» являются своего рода «приглашением» к диалогу. В тексте в полной мере проявляется языковая личность, воспринимающая текст не сам по себе и создающая текст не ради текста. Таким образом, можно сказать, что личность диалогического типа отличает

    а)  авторство как «диалогический ответ»;

    б) диалогическая адресность как «диалогический вопрос»;  

    в) системообразующая речевая компетентность как «экспертиза» своего и чужого речевого поведения (рефлексия).

  3. Языковые контактоустанавливающие средства формируют умение удерживать внимание аудитории, подчеркивают адресованность информации, «ведут» по речевому «маршруту», активизируя внимание к наиболее значимым проблемам, побуждают к совместному речемыслительному действию Автора и Слушателя.

  4. Будет предложено проанализировать на конкретных примерах эффект использования в речи языковых контактоустанавливающих средств ведущими политиками, успешными журналистами, чтобы убедиться в том, что языковые контактоустанавливающие средства помогают установить контакт с партнером по взаимодействию, поддерживать его, не нарушая коммуникативного равновесия.

  5. Презентация контактоустанавливающих средств языка покажет участникам мастер-класса их коммуникативную оценку и варианты прогнозирования наиболее эффективного использования специальных лексико-грамматических моделей в собственной речи.

АНО ВО «Институт непрерывного образования»
e-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

г. Москва, Рязанский пр-т, 86/1 
тел.: +7(495) 748-00-40